Power Metal (Пауэр Метал) - одна из разновидностей металла, появившаяся во второй половине 80-х годов. Термин происходит от англ. "Power Сhord" – "квинта". Одно время термин существовал по отношению к американским командам типа Manowar,ранних Testament, Metallica, Pantera. Это направление, однако, не получило обширного развития и угасло со временем, а в наши дни под термином "пауэр-метал" обычно понимают созданное Helloween направление.
Родоначальником пауэра считается вышеупомянутая группа Helloween (Германия), выпустившая в 1987-1988 годах двойной альбом "Keeper Of The Seven Keys", ставший без сомнения краеугольным камнем в развитии жанра. В числе ветеранов следует назвать также Running Wild, Rage, Gamma Ray, Scanner, Chroming Rose, Blind Guardian и др.. И с тех пор европейский пауэр широко распространился и стал популярным по всему континенту так же, насколько он был непопулярен в США. Пауэр-метал в том виде, в котором его создали Helloween, можно назвать достаточно оптимистичной и жизнеутверждающей музыкой - иногда данное течение называли даже "Happy Metal", но многие команды имели более мрачный, эпический саунд, например, Blind Guardian.
Пауэр-метал стал логическим продолжением идей классик-хард-рока (Deep Purple, Uriah Heep, Rainbow), глэма и хард-н-арта (Slade, Sweet, Queen, Rush) и, конечно, британского хэви-метала (Judas Priest, Iron Maiden). Непосредственным предшественником стиля в середине 80-х стал спид-метал, с которым в начале своей карьеры экспериментировали родоначальники пауэра - немецкие Helloween, Rage, а позже и их последователи Blind Guardian. Границы между этим подстилем и пауэр-металом достаточно размыты, иногда даже используется термин спид-пауэр-метал, многие группы, начав с хэви и спида, перешли впоследствии к пауэру (Blind Guardian, Rage, Grave Digger, Running Wild). Развив тенденции, идущие от британского хэви, пауэр смодулировал не в сторону агрессии, брутальности и депрессивности трэша, а в сторону более светлой образности, героики, эпичности, даже "сказочности". Здесь получили распространение исторические, мифологические, мистико-религиозные, фэнтэзи темы и сюжеты, прижился жанр "концептуального альбома", моно-рок-оперы.
Музыкальный язык пауэр-метала далеко отошел от блюза и рок-н-ролла. Он характеризуется более высокой скоростью исполнения, чем "классический" хэви-метал, но также большей мелодичностью, чем спид-метал, базируется на мощном, эпическом звуке, обычно на высоких скоростях и легко запоминающимися мелодиях, высоким техническим мастерством и отточенной манерой интонирования (две ритм/соло-гитары), "частой" ритмической сеткой (постоянный поток шестнадцатых нот двух бочек и акцент малого барабана на каждую слабую долю). Саунд при этом оказался несколько "приглаженным", смягченным, но и более разнообразным - характерно широкое использование синтезаторов, "хорового" бэк-вокала, иногда даже "живых" акустических тембров. Не случайно Германия стала родиной пауэра, учитывая сильную связь пауэра с австронемецкой "классической" музыкальной школой. На творчество германских пауэр-металистов сильно повлияла музыка великих немецких композиторов, особенно "Оды к Радости" Бетховена и вагнеровских лейтмотивов из "Кольца Нибелунгов", а также произведения Грига и Мусоргского. Склонность к псевдо-классическим аранжировкам произведений характерна для большинства пауэр-металических групп. Также можно отметить и влияние камерно-вокальной лирики эпохи романтизма: Шуберт, Шуман. С другой стороны, ощущалось воздействие европейских национальных песенно-танцевальных традиций, что было обусловлено удобством исполнения "попевочных" оборотов на гитаре, особенностями ритмики пауэра, воспринимающейся в отдельных случаях как "плясовая". Однако песенная структура композиций осталась неотъемлемой частью творчества пауэр-металических команд, что сильно облегчает восприятие этого жанра и многие годы удерживает его в высшей лиге металической сцены. Основной вокал в пауэре, как правило, "чистый" и высокий, порой до пронзительности, поэтому вокальные партии исполняют довольно подготовленные певцы. Следуя традициям Брюса Дикинсона и Роба Халфорда, пауэр-вокалисты имеют тенденцию петь высокими голосами и часто даже фальцетом. Такие певцы, как Ханси Кюрш из Blind Guardian, часто при записи альбомов используют вокальное многоголосие, истоками восходящее к группе Queen.
Среди современного европейского пауэр-метала можно условно выделить так называемые школы пауэр-метала, значительно отличающиеся по звучанию, хотя зачастую происходит смешение стилей и техник. Обычно говорят о разделении на итальянскую, немецкую и финскую школы, основоположниками которых считают соответственно Rhapsody, Helloween и Stratovarius. На рубеже 80-90-х годов основатели направления и короли жанра Helloween, увы, заметно коммерциализировались и выпустили ряд малоудачных работ. Возрождению пауэра в середине 90-х, так называемой второй волне, способствовали три события - выход очень сильного альбома Gamma Ray "Land Of The Free" (1995), возврат Helloween к пауэрной стилистике - "Master Of The Rings" (1994) и усиление состава финской Stratovarius за счет прихода вокалиста Тимо Котипелто (1995). В то же время не прекращалась удачная в целом работа таких групп, как Running Wild, Rage, Blind Guardian, реанимировался Scanner, позже появились Primal Fear, Iron Savior, Metalium и Edjuy, выпустивший знаменитую метал-оперу "Avantasia", в записи которой приняла участие элита пауэр-металлической тусовки.
Вливание свежей крови произошло также со стороны традиционно "неметалических" держав, привнесших в стиль большее разнообразие, национальную специфику - наиболее яркие примеры современного "негерманского" пауэра дают нам итальянские Labyrinth, Edjuy, Skylark, шведские Hammerfall, Nocturnal Rites, Sinergy, американо-норвежские Kamelot, финские Sonata Arctica, Nightwish, бразильская Angra. В творчестве некоторых групп наметился также отход от двухгитарной модели в сторону более привычной для хард-рока гитарно-клавишной. Отдельное слово об Англии. Как и в случае с трэшем, родине метала не удалось выставить достойных конкурентов континентальным европейцам. Лишь в 1999 году образовалась группа Dragonforce, нарезавшая ультраскоростной пауэр-метал. Впрочем, англичанами их можно назвать с большой натяжкой, так как только барабанщик являлся подданным Ее Величества, а остальные - южноафриканец, канадец, русский, выходец из Гонконга. Впрочем, это не помешало критикам обильно расточать команде похвалы и даже объявить их родоначальниками нового подстиля - экстремальный пауэр-метал.
Основные подстили Power Metal:
Progressive Power Metal - испытал на себе влияние прогрессив-метал групп как Queensryche, Dream Theater, характеризуется более сложной структурой музыки и текстов, чем обычный пауэр.Основные представители: Angra, Kamelot
Symphonic Power Metal - характеризуется широким использованием инструментов более характерных для классической музыки, или широким использованием клавишных, которые имитируют эти инструменты. Основные представители: Nightwish, Edguy, Rhapsody Of Fire.
Thrash Power Metal - испытал влияние трэша, сохраняется мелодика пауэра, но добавляется более агрессивный риффинг и более грубый вокал. Основные представители: Iced Earth.
Некоторые специалисты вводят более узкие понятия: фолк-пауэр (Elvenking), готик-пауэр (Seraphim), экстрим-пауэр (Dragonforce).